Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 05:26

Сайт о детской психологии и творчестве

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [31]
Библиотека [10]
Психология искусств [7]
Поиск
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Библиотека

Вундеркинд Николя и педагогические принципы его родителей: размышления о домашней музыкальной педагогике.
[ Скачать с сервера (61.5 Kb) ] 15.09.2011, 09:50

Вундеркинд Николя и педагогические принципы его родителей: размышления о домашней музыкальной педагогике.

 

В классе доцента кафедры специального фортепиано Харьковского национального университета искусств им. И.П.Котляревского Нины Ивановны Руденко занимается удивительный ученик. Это Мирошниченко Николай («Николя», как зовут его в семье), 2001 года рождения. Специалисты-медики поставили ему диагноз: неспособный к обучению ребенок. С этим заключением не согласились его родители, Николай и Антонтонина. Они самостоятельно разработали методику работы с сыном, которая дала потрясающие результаты: Николя успешно учится в специальной музыкальной школе для одарённых детей. Мальчик исполняет сложнейшие – даже для взрослых пианистов – произведения, бегло читает с листа незнакомые ноты и удивляет своими успехами профессионалов. Достаточно сказать, что только в этом, 2011 году, он участвовал в трёх престижных международных и региональных конкурсах, получая высокие (вплоть до гран-при) награды. В чём же секрет семейной педагогики? Ниже будет представлен текст, подготовленный родителями Николя, где развёрнуты основные педагогические принципы семьи. Предлагаемая статья возникла как комментарии к этому тексту.

Сразу оговоримся: точка зрения, изложенная во многих психологических и педагогических работах, согласно которой яркая одарённость есть необъяснимая аномалия, здесь рассматриваться не будет. Мы сосредоточимся на приёмах, которые помогли реализовать природные задатки Николя в его способностях, проявляющихся в деятельности. Также здесь не будет разрабатываться мысль, согласно которой педагогика – это искусство, поэтому то, что получилось у мастера, не всегда может быть передано ученику. Действительно, такая проблема есть, но из этого не следует, что нужно вовсе отказаться от рациональных попыток вывести «формулу таланта». Особо подчеркнём: в статье не будет анализироваться работа мальчика с преподавателями по специальным дисциплинам. Отметим только, что все они – профессионалы высочайшего класса, это педагоги Харьковской средней специальной школы-интерната, в стенах которой обучались музыканты, которыми гордится наша страна.

Обратимся теперь к тексту родителей Николя (немного сокращённому и отредактированному, в предлагаемой статье он дан курсивом).  

Великие педагоги, такие, как Макаренко, Сухомлинский и другие в своих педагогических приемах опирались на доверие, поэтому, мы также полагаем, что социально адаптировать учеников – это, в первую очередь, доверять им. Педагог должен видеть в ученике его способности и развивать их, превращая их в умения и желания. То есть, ребенок должен сам хотеть научиться, а педагог  должен ему в этом помочь.

Можно только порадоваться глубокому пониманию родителями Николя основ педагогики, в частности, тому её разделу, которую сейчас принято называть гуманистической педагогикой. Сегодня эти идеи очень распространены и в психологии. Так, в рамках концепции самоактуализации выдающийся психолог гуманистического направления А.Маслоу подчёркивал: следует отталкиваться от индивидуальных особенностей ученика, изучать их и на этом фундаменте строить его успехи. В современной отечественной педагогике это принято называть «личностный подход».

Обратим внимание: родители Николя тесно связывают способности, умения и желания. В реальной же педагогической практике часто встречается и другая ситуация, когда способности и умения есть, а желания – нет. Или: желание есть, а способностей и умений нет. Не случайно усилия, направленные на объединение этих составляющих личности дают положительный результат в педагогической практике семьи Мирошниченко. Кстати, мать Николя – профессиональный педагог, преподаватель в колледже Национального фармацевтического университета г. Харькова. Представляется очень важным и такой факт: отец Николя в детстве тоже был вундеркиндом. По его словам, реализовать его талант не удалось в силу многих объективных социально-политических причин. Существует мнение, согласно которого родители и педагоги, порой, пытаются раскрыть в воспитанниках свой несостоявшийся потенциал. Хочется выразить надежду, что желание родителей Николя идти навстречу педагогам и исследователям – залог благополучного развития юного пианиста, который, без сомнений, пойдёт «своим путём».

Человек – это конструкция, способная к переконструированию, т.е. к обучению. Эта способность выделила его среди других жителей Земли и создала условия для развития искусственной среды. Но, даже в искусственной среде, от рождения человек использует генетические программы, с помощью которых происходит дальнейшее его обучение. Вот три самые главные условия, на которые нужно опираться в обучении чему-либо: желание, повторение и умение.

Трудно спорить, действительно, присутствие желания, мотивирующего учебную деятельность – важнейший аспект успешного обучения. Эта идея проходит красной нитью через многие психологические и педагогические исследования. Далее, «повторение – мать учения», такая мысль тоже не нова. Оригинальность видится в другом: Николя, по мнению врачей, ограничен интеллектуально. В то же время интеллект в психологических исследованиях традиционно является важной составляющей одарённости (например, в трёхфакторной модели одарённости Дж.Рензоулли, где выделяются составляющие: интеллект, креативность и мотивация). Но это, похоже, не смущает родителей вундеркинда.

Желание всегда главнее знания. Ребенок с рождения уже обучен обращать на себя внимание: когда ему хочется кушать – он кричит, когда он хочет спать, тоже – кричит и т.д. и т.п. Это желание жить – естественное желание всего живого. Поэтому, нужно создать такие условия в системе образования, что бы он захотел обучаться. То есть, в музыкальных школах рекомендуется создать атмосферу праздника. Уроки проводить быстро и весело – на высокой энергетике, так как все здоровые дети находятся на таком уровне.

Хорошо бы было! Хотя, с таким подходом можно и поспорить. В одном исследовании три группы учеников слушали лекции: в первом случае педагог сыпал шутками, старался развеселить всех; второй – читал занудно и формально; третий, отдавая должное академической строгости преподавания, всё же время от времени давал эмоциональные разрядки слушателям. По результатам дальнейшего тестирования выяснилось, что последний способ преподавания был самым продуктивным, поскольку именно здесь испытуемые лучше всего усвоили материал. Пожалуй, стоит говорить о создании творческой атмосферы на уроке – о чём часто говорили выдающиеся педагоги. И что плохо получается у педагогов заурядных.

Как проводить занятия «на высокой энергетике»? Эта задача всегда стоит перед мыслящим педагогом. Интерес к музыке умел пробудить Д.Кабалевский. Сейчас перспективным представляется раннее обучение детей импровизации (в харьковской консерватории этим занимался Г.Гельфгат). Часто говорится, что детей нужно учить подбирать на слух, читать с листа, разбираться в цифровке, больше играть в ансамблях, регулярно участвовать в импровизированных (а не академ-) концертах, играть в театральных сценках… Наверное, видеозапись урока Николя пролила бы свет на то, как его родители добиваются «высокой энергетики». Надеемся, дальнейшее сотрудничество с семьёй Мирошниченко позволит нам реализовать этот проект.

И, вообще, желательно до четвертого класса обучения не проводить специализацию. Это сам ребенок должен выбрать, с каким музыкальным инструментом ему больше нравится заниматься. Согласовать программу обучения специальности, сольфеджио и хора, а именно, на всех предметах учить одни и те же музыкальные произведения.

Видно, что родители Николя знакомы со многими педагогическими идеями (или интуитивно идут в ногу с передовыми представителями педагогики). В частности, в московском класс-центре С.Казарновского (своеобразном симбиозе театральной и музыкальной школ) принцип параллельного изучения одной и той же темы на разных предметах получил своё воплощение. Подобный опыт проводился, по сведениям автора статьи, в Санкт-Петербургской Малой Академии Искусств МУП.

Мы подошли к следующему обязательному условию – повторению. Ребенок, в присутствии учителя проигрывает несколько маленьких произведений одно за другим по одному разу, но, ни в коем случае не заучивая их наизусть и не возвращаясь назад для исправления ошибок. Каждый раз, проигрывая последнее произведение, возвращается к первоначальному произведению. В обучении не надо разнообразия в музыке, надо немного, но – хорошо. Мы ошибочно принимаем требования социума за правила обучения. Повторять эту процедуру необходимо до тех пор, пока ребенок сам не услышит появившуюся вдруг мелодию. Теперь он не просто нажимает на клавиши, он играет сам и у него получается. Но каждый раз, возвращаясь к подобному, он будет изучать новое, уточнять уже знакомое, то есть то, чему он уже научился. Каждый раз, сумма успехов будет рождать умение, которое подпитывает желание. При этом, мы никогда ничего не учили наизусть, хотя этот результат приходил спонтанно. Переконструирование ученика началось, и будет продолжаться до тех пор, пока не станет его достоянием (при условии выполнения вышеперечисленного).

Похоже, это один из центральных приёмов педагогики семьи Мирошниченко. Действительно, Николя играет произведения «по кругу». Хочется подчеркнуть непринуждённый характер такого исполнения (педагог не настаивает на наилучшем исполнении произведения сразу). В то же время, снова и снова проделывая «круг», ученик встречается с фортепианными трудностями, которые не надоедают ему – ведь материал всё время новый, не ограниченный одной приевшейся пьесой. Сразу вспоминается, что в классах выдающихся пианистов ученики очень много уделяли чтению с листа, исполнениям опер, симфоний. Также вспоминается, что в Москве и Петербурге существовала традиция: исполнитель, занимающийся на старших курсах, на экзамене представлял комиссии не только «обязательную программу», а все произведения, которые он изучал с первого курса. Все они должны были «быть в руках». Получается, родители Николя наследуют здесь лучшие традиции пианистической школы!

Легко согласиться и со следующим: всё более успешное (и непринуждённое) исполнение произведений положительно мотивирует ученика. Успех выступает здесь психологической «обратной связью», придаёт ему желания играть ещё и ещё. Но! Количество произведений, заключённых в «круг», их сложность, число «кругов», проделываемых учеников, исполнительские задачи, которые ставятся перед учеником – это, думается, вопрос отдельного исследования. В семье Мирошниченко интуитивно соблюдается мера. Но она может быть неприемлема для других учеников.

Отметим, что по такой методике Николя занимается с сентября 2008 года.

Скоро наш «неспособный» ребенок стал усидчивым. Он может просидеть за фортепиано более 4-х часов, играет и поет с нот любые произведения. После двух лет занятий появились признаки социальной адаптации.  К музыке (умению) привязались все остальные обязательства. А благодаря насыщенной эмоциональной жизни сохранилась высокая активность сына, так необходимая для творческой личности.

Наш взгляд позволяет, независимо от жизненного опыта ребенка, всех без исключения детей из малоспособных детей превратить в желающих, а значит – способных. Эти знания (наработки) можно использовать для обучения учеников любого возраста. Это и есть развитие творческого потенциала, который заложен в живом. Любой ребенок, научившийся разговаривать, сможет научиться любому виду человеческой деятельности, если захочет. Роль педагога – помочь ребенку это захотеть.  Способность человека к переконструированию, т.е. к обучению и требования социума (законы, порядок) образуют энергетически затратную конструкцию, что в свою очередь является базой всех физических и психических проблем человека. Гениальность (достояние ученика) можно сравнить с генетической программой, которая идеально адаптирована к среде обитания. Если желания ученика и требования общества совпадают – это и есть прогресс.

Что привлекает в позиции семьи Мирошниченко – это бескорыстное желание поделиться своими наработками, что не характерно для некоторых профессионалов, не желающими делиться своими ноу-хау, хозяев модных «авторских школ» и особых «быстро развивающих» курсов. Необходимо подчеркнуть, что проявление выдающейся способности часто ставят его носителя вне социума, творца объявляют изгоем, а его современников – палачами его творений. Как видим, в семье Николя придерживаются противоположной точки зрения, что, безусловно, есть позитивная установка. 

 

Подводя итоги сказанному, можно отметить:

- таланты Николя могут быть обусловлены генетически, но это не исключает важности педагогических воздействий на него родителей и педагогов.

- родители Николя демонстрируют высокий уровень педагогической осведомлённости и интуиции, что, безусловно, играет важнейшую роль в становлении талантов мальчика.

- центральный приём в педагогике семьи Мирошниченко – циклические повторения относительно небольшого количества несложных музыкальных произведений. Наставник не требует совершенного исполнения от ученика, но нацелен на момент, когда у того, наконец, спонтанно «получится» музыкально убедительное исполнение пусть даже небольшого отрывка.

- родители делают акцент на мотивации, обучая сына-вундеркинда. Заинтересованность, желание работать, по их мнению, неразрывно связаны с навыками и талантами.

- отметим дополнительно, что отец вундеркинда разработал для сына специальную гимнастику, которая позволяет мальчику поддерживать физическую форму. Выше мы не касались этого вопроса, здесь лишь подчеркнём, что к воспитанию сына в этой семье подходят комплексно.

- думается, что опыт семьи Николя может быть интересен для всех энтузиастов-педагогов, родителей, автодидактов, ищущих плодотворные методы раннего развития творческих способностей детей. Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать на практике свежие педагогические идеи семьи Мирошниченко, которые, как выясняется, хорошо вписаны в культуру и развивают авторитетные педагогические традиции.

 

Контактные телефоны:

0502934749, Николай Георгиевич, отец Николя

0502934879, 0673156595, Антонина Станиславовна

0660731642, 0634068634, Воропаев Евгений Павлович, автор статьи.

 

Категория: Библиотека | Добавил: Eugene | Теги: размышления о домашней музыкальной , Вундеркинд Николя и педагогические
Просмотров: 5327 | Загрузок: 154 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz