Воропаев Е. П.
Психолого-педагогические факторы креативности воспитанников детских
театральных студий – Рукопись.
Диссертация на соискание
ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 –
педагогическая и возрастная психология – Институт психологии им. Г.С.
Костюка АПН Украины. – Киев, 2008.
Диссертация содержит эмпирическое исследование,
проведенное в русле экзистенциально-гуманистической психологии и
направленное на совершенствование педагогики детских театральных студий.
Здесь имеются в виду возглавляемые взрослыми режиссерами внешкольные
детские и юношеские творческие коллективы, психолого-педагогические
особенности которых еще недостаточно изучены учеными. Исходной точкой
исследования было желание проверить: действительно ли смысложизненные и
ценностные ориентации человека (в данном случае – педагога-режиссера)
значимо отражаются на его достижениях (на профессиональных успехах), о
чем часто пишут психологи-гуманисты за рубежом (А. Маслоу, В. Франкл,
др.) и что в украинской психологии отражено, в частности, в термине
«духовность профессионала» (Г. Балл).
Результаты
тестовых измерений, проведенных в ходе исследования, подтвердили идеи
этих ученых. Установлено, что креативность детей (по тесту
«незаконченные рисунки» П. Торренса) и творческие успехи театров выше в
тех коллективах, руководители которых демонстрируют высокий уровень
смысложизненных ориентаций (по СЖО Д. Леонтьева). Кроме того,
руководители более креативных студийцев показали более высокие
результаты в доменах
полюсов самовозвышение и открытость
изменениям по ценностному опроснику Ш. Шварца.
В контексте актуальных ныне идей
гуманизации образования нас интересовало: что характерно для
профессиональной деятельности руководителей детских театров,
ориентированных на «бытийные ценности» А. Маслоу, имеющих высокий
уровень осмысленности жизни (по В. Франклу – Д. Леонтьеву)? В
исследовании показано, что режиссеры, демонстрирующие
высокие показатели по тестовым методикам, созданным в русле
экзистенциально-гуманистического психологического подхода (САТ, СЖО), в
своей педагогической практике чаще используют диалогические стратегии
психологических воздействий – в понимании их Г. Баллом, М. Бургиным, Г.
Ковалевым. Особый интерес при этом представляет продуктивная
«развивающая стратегия», сущность которой заключается в стимулировании
преподавателем внутренних источников личностного развития ученика.
Установлено, что режиссеры, неосознанно воплощающие ее, выгодно
отличаются от своих коллег, воплощающих иные стратегии, поскольку
развивающая стратегия строится на разумном синтезе монологических и
диалогических воздействий на ученика – с приоритетом гуманистических
форм педагогического взаимодействия.
Исследование вскрыло противоречия между разными
видами креативности, которые необходимы в сценической деятельности.
Пользуясь терминологией А. Маслоу, можно сказать, что режиссеры и их
воспитанники вынуждены «поклоняться одновременно Дионису и Аполлону».
Другими словами, успешность детского театра определяет как «первичная»,
так и «вторичная» креативности детей и взрослых. Такое наблюдение
заставляет вспомнить идеи европейских гуманистов, усматривавших в
личности актера гуманистические черты, обусловленные, так сказать, его
профессиональным статусом: он всегда должен искать гармонию между
крайностями своей душевной жизни. Эти идеи подтверждаются и сегодня:
исследование показало высокий гуманистический потенциал
режиссеров-педагогов, то есть их направленность на поиск и реализацию
смыслов, служение гуманистическим идеалам, хотя этого они чаще не
осознают. В то же время, в работе выявилось, что служение
гуманистическим идеалам на практике – весьма драматичный процесс, и
респондентам-режиссерам не свойственны «комфортные взаимоотношения с
реальностью», о которых говорил А. Маслоу, описывая
самоактуализированную личность. Поэтому в исследовании – в контексте
теории логотерапии В. Франкла – прослежены и пути преодоления
психологического неблагополучия, используемые руководителями детских
театров.
Ценность исследования заключается в том, что
здесь были сделаны шаги для совершенствования методологической базы детской театральной
педагогики, предложены плодотворные
психолого-педагогические подходы для решения проблем театра детей. Это
открывает, в частности, возможность разработки новых методов
тестирования уровней достижений театров, решения задач профессиональной
диагностики и профессионального отбора учеников для дальнейшего
специализированного театрального образования. Материалы исследования
могут быть использованы в курсах лекций по психологии сценического
творчества и в разработке программ психологической подготовки
специалистов в сфере театрально-педагогического образования.
Ключевые
слова: педагог-режиссер, детский театр,
самоактуализация, смысложизненные ориентиры, ценностные ориентации,
креативность.
|