Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 19.12.2018, 05:55

Сайт о детской психологии и творчестве

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [31]
Библиотека [10]
Психология искусств [7]
Поиск
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Диссертация Е.П.Воропаева "Психолого-педагогические факторы креативности воспитанников детских театральных коллективов"
[ Скачать с сервера (425.1 Kb) ] 15.06.2010, 11:13

Воропаев Е. П. Психолого-педагогические факторы креативности воспитанников детских театральных студий – Рукопись.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология – Институт психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины. – Киев, 2008.

Диссертация содержит эмпирическое исследование, проведенное в русле экзистенциально-гуманистической психологии и направленное на совершенствование педагогики детских театральных студий. Здесь имеются в виду возглавляемые взрослыми режиссерами внешкольные детские и юношеские творческие коллективы, психолого-педагогические особенности которых еще недостаточно изучены учеными. Исходной точкой исследования было желание проверить: действительно ли смысложизненные и ценностные ориентации человека (в данном случае – педагога-режиссера) значимо отражаются на его достижениях (на профессиональных успехах), о чем часто пишут психологи-гуманисты за рубежом (А. Маслоу, В. Франкл, др.) и что в украинской психологии отражено, в частности, в термине «духовность профессионала» (Г. Балл).

Результаты тестовых измерений, проведенных в ходе исследования, подтвердили идеи этих ученых. Установлено, что креативность детей (по тесту «незаконченные рисунки» П. Торренса) и творческие успехи театров выше в тех коллективах, руководители которых демонстрируют высокий уровень смысложизненных ориентаций (по СЖО Д. Леонтьева). Кроме того, руководители более креативных студийцев показали более высокие результаты в доменах полюсов самовозвышение и открытость изменениям по ценностному опроснику Ш. Шварца.

В контексте актуальных ныне идей гуманизации образования нас интересовало: что характерно для профессиональной деятельности руководителей детских театров, ориентированных на «бытийные ценности» А. Маслоу, имеющих высокий уровень осмысленности жизни (по В. Франклу – Д. Леонтьеву)? В исследовании показано, что режиссеры, демонстрирующие высокие показатели по тестовым методикам, созданным в русле экзистенциально-гуманистического психологического подхода (САТ, СЖО), в своей педагогической практике чаще используют диалогические стратегии психологических воздействий – в понимании их Г. Баллом, М. Бургиным, Г. Ковалевым. Особый интерес при этом представляет продуктивная «развивающая стратегия», сущность которой заключается в стимулировании преподавателем внутренних источников личностного развития ученика. Установлено, что режиссеры, неосознанно воплощающие ее, выгодно отличаются от своих коллег, воплощающих иные стратегии, поскольку развивающая стратегия строится на разумном синтезе монологических и диалогических воздействий на ученика – с приоритетом гуманистических форм педагогического взаимодействия.

Исследование вскрыло противоречия между разными видами креативности, которые необходимы в сценической деятельности. Пользуясь терминологией А. Маслоу, можно сказать, что режиссеры и их воспитанники вынуждены «поклоняться одновременно Дионису и Аполлону». Другими словами, успешность детского театра определяет как «первичная», так и «вторичная» креативности детей и взрослых. Такое наблюдение заставляет вспомнить идеи европейских гуманистов, усматривавших в личности актера гуманистические черты, обусловленные, так сказать, его профессиональным статусом: он всегда должен искать гармонию между крайностями своей душевной жизни. Эти идеи подтверждаются и сегодня: исследование показало высокий гуманистический потенциал режиссеров-педагогов, то есть их направленность на поиск и реализацию смыслов, служение гуманистическим идеалам, хотя этого они чаще не осознают. В то же время, в работе выявилось, что служение гуманистическим идеалам на практике – весьма драматичный процесс, и респондентам-режиссерам не свойственны «комфортные взаимоотношения с реальностью», о которых говорил А. Маслоу, описывая самоактуализированную личность. Поэтому в исследовании – в контексте теории логотерапии В. Франкла – прослежены и пути преодоления психологического неблагополучия, используемые руководителями детских театров.

Ценность исследования заключается в том, что здесь были сделаны шаги для совершенствования методологической базы детской театральной педагогики, предложены плодотворные психолого-педагогические подходы для решения проблем театра детей. Это открывает, в частности, возможность разработки новых методов тестирования уровней достижений театров, решения задач профессиональной диагностики и профессионального отбора учеников для дальнейшего специализированного театрального образования. Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций по психологии сценического творчества и в разработке программ психологической подготовки специалистов в сфере театрально-педагогического образования.

Ключевые слова: педагог-режиссер, детский театр, самоактуализация, смысложизненные ориентиры, ценностные ориентации, креативность.
Категория: Мои файлы | Добавил: Administrator
Просмотров: 1291 | Загрузок: 266 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2018
Сайт управляется системой uCoz